Администрация Павловского муниципального района
Воронежской области

Академику Евгению Седову - павловчанину с мировым именем исполняется 95 лет

Академику Евгению Седову  - павловчанину с мировым именем исполняется 95 лет.

Евгений Николаевич Седов прославил родной Павловск честным, многолетним трудом и грандиозными достижениями в области науки. Он крупный советский и российский учёный в области селекции плодовых культур. Его имя внесено в число 2 000 выдающихся интеллектуалов ХХ века.

«Необыкновенно светлый и добрый человек»

«…Обаятельный, эрудированный, простой и добрый. Интереснейший собеседник. С ним невозможно наговориться», — так отзываются о Евгении Николаевиче павловчане, имеющие счастье быть с ним знакомыми.

Кстати, в предпоследний день лета 2024 года сотрудникам районки тоже посчастливилось повидать Евгения Николаевича, который перед отъездом в город Орёл заглянул в редакцию вместе с дочерью Натальей. По просьбе академика мы подобрали пачку разных, насыщенных информацией номеров «Вестей Придонья», чтобы он мог взять их с собой. Фотографию на память мы тоже, конечно, сделали и публикуем сегодня как главное фото статьи.

Коренные павловчане

Он появился на свет в Павловске 22 февраля 1930 года. На несколько лет семья Седовых уезжала из города (жила в Алексеевке Белгородской области, в Лисках), но в 1941 году вернулась в Павловск. Школу Женя окончил здесь. Это был будущий академик, биолог, селекционер, доктор биологических наук и действительный член РАСХН и РАН.

Наша постоянная читательница павловчанка Елена Скоробогачева (Коняева), которая не первый год знакома с Евгением Николаевичем, рассказала интересные краеведческие факты о его семье. По имеющимся данным, Седовы — коренные павловчане. Их фамилия упоминается в списке старожилов г. Павловска за 1888 год. Елена Яковлевна принесла в редакцию тот самый список (книгу). Кроме того, до сих пор сохранился на улице Клемента Готвальда (дом № 33) высокий, большой родовой дом братьев Седовых. Его принадлежность к их роду подтверждает купчая, выданная в 1927 году его соседу Александру Алексеевичу Белоусову (соседи Седовы давали согласие). Оригинал на фото.

— По рассказам самого Евгения Николаевича, родился он в маленьком домике, что стоит в самом начале ул. Кл. Готвальда (бывшая Дворянская). По детским воспоминаниям, рядом, под бугром, протекала речка Самарка. Возле первого моста она была огорожена — там выращивали лягушек для продажи. А ещё, по словам Евгения Николаевича, Павловск был известным бахчевым городом. Выращиванием арбузов и дынь занимались и родители мальчика, для этого арендовали землю. Дедушка был перекупщик — мелкий торговец. В 30-х годах семью братьев Седовых, как и многих земляков, раскулачили, и в их большой дом на Кл. Готвальда заселили пять семей, — рассказала Елена Скоробогачева. — Во время одной из встреч в Павловске я проехала с Евгением Николаевичем по тем местам, где жила их семья на правах «бедных родственников». Это и дом сестёр-учителей Кесслер (они были Седовым родственниками) на пересечении улиц Ленина и Войкова, и дом Нефёдовых на углу ул. Кл. Готвальда и Малой Луговой. Жили и в крайнем доме на «Щемиловке», в доме в конце ул. Покровской. Только потом у Седовых появилось своё жилье: квартира в двухэтажном доме, напротив дома Кесслер.

Он сохранился. Было бы справедливо разместить на этом доме табличку о знаменитом земляке.

Знал, кем будет

С детства он проявлял интерес к естественным наукам, ботанике, любил природу и наблюдения. Из воспоминаний Евгения Николаевича в книге: «В одном из домов, где мы жили, я обнаружил агрономические книжки и жадно читал их вместо приключенческих романов. Оглядываясь назад, не перестаю удивляться самому себе, поскольку не было ничего, чтобы меня подталкивало именно в этом направлении. Даже среди самых отдалённых предков не было никого, кто мог бы передать мне  генетическую предрасположенность».

В послевоенном, голодном 1947 году Женя Седов отправился поступать в сельскохозяйственный институт в полуразрушенный фашистами Воронеж. Вместо нарядного костюма, рубашки и туфель или кроссовок, как у нынешних выпускников, на Евгении были надеты сшитая из картофельного мешка рубашка, простые штаны, а на ногах — разваливающиеся тапочки.

Несмотря на все трудности и лишения послевоенного времени, студент с отличием окончил институт в 1952 году и поступил в аспирантуру ВНИИ садоводства им. Мичурина. Затем павловчанин защитил диссертацию и стал кандидатом сельскохозяйственных наук. Научную деятельность начал в Орле на плодово-ягодной станции, которая была создана ещё в середине XIX века. В городе Орле наш герой живёт с 1955 года и плодотворно работает во Всероссийском научно-исследовательском институте селекции плодовых культур. Он создал около 100 сортов яблони и 16 — груши, из них районировано 56 сортов яблони и 8 — груши. Учёный опубликовал более 1 000 (!) научных трудов, в том числе 43 книги и брошюры. Кроме того, Евгений Седов имеет 55 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Он создал научную школу, под его руководством защитили 11 докторских и 14 кандидатских диссертаций.

За годы работы станция стала НИИ плодоводства, где были проведены исследования по выведению триплоидных плодовых культур, которые до работ Седова и его коллег никто за границей не мог вывести. Это стало целой эпохой в селекции.

По словам Евгения Николаевича, выведение новых сортов — долгая и кропотливая работа. Чтобы получить один новый сорт требуется высадить 18-20 тысяч новых сеянцев и выбрать среди них наиболее перспективные. Минимальный срок такой работы — 16-18 лет. Это как часть жизни — от рождения до выпуска из школы. За успехи в работе Евгений Николаевич Седов награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Почёта, золотой медалью имени Мичурина, орденами «За заслуги перед Отечеством» 3 и 4 степени, орденом «Гордость и слава Орловщины» и другими.

Встречи в музее

Евгений Николаевич каждый год бывает в Павловске. В районном краеведческом музее неоднократно проходили встречи с его участием. Можно было пообщаться, изучить книги земляка, увидеть плоды (в прямом смысле) его трудов — красивые и вкусные яблоки разных сортов.

На одном из таких мероприятий академик поделился воспоминаниями о военном детстве, об эвакуации: «Война вступила в наш город, где мы жили с мамой, бабушкой и братом. Летом 1942 года линия фронта подошла к провинциальному тихому Павловску. Наши воинские подразделения отступали, солдаты шли с правобережья Дона, уставшие, по большаку мимо дома, понурив головы. Мы выносили им вёдра с водой. Со своей стороны мы видим в бинокль немцев, а они не решаются форсировать Дон. Мне 12 лет, и мы бегаем по городу, не думая об обстреле. Павловск ежедневно в одно и то же время обстреливали. Вначале мы прятались в подвалы, а затем пообвыкли и бегали смотреть, какое разрушение нанесено обстрелом. Наш дом разрушило, и нам пришлось искать новое жильё. В ноябре 1942 года пришлось эвакуироваться… Высадили нас в селе Михайловке. Поселились в доме Цибулиных и прожили несколько зимних месяцев. Может, кто-то из тех, кто приютил и обогрел нас тогда в своём сельском доме, жив. Большое им спасибо за доброту и милосердие!».

По материалам газеты «Вести Придонья»

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике