Администрация Павловского муниципального района
Воронежской области

Филатовы из Воронцовки

Жители Севастополя рассказали о своих отцах — уроженцах Павловского района
Филатовы из Воронцовки.

Предки детей войны Владимира и Сергея Филатовых родом из павловского села. Они проживали в Воронцовке на улице Садовая в доме № 41 с дореволюционного времени. Родоначальницей семьи была Мелания Павловна Филатова, 1890 года рождения, — активистка, имевшая переписку по делам сельской молодёжи с Надеждой Константиновной Крупской.

В 1941 году на фронт ушли отцы Владимира и Сергея — Иван Васильевич и Яков Иванович, дядя Андрей Иванович и тётя Александра Ивановна. Все однофамильцы — Филатовы.

Их воинские звания были скромны и перечень военных профессий, освоенных за время изнурительной войны, невелик. Иван Васильевич Филатов — старший сержант, водитель-автомеханик и артиллерист гаубичного полка. Андрей Иванович Филатов — старшина, помощник командира взвода связи. Яков Иванович Филатов — рядовой боец, стрелок, разведчик лыжного и позже танкового батальона. Александра Ивановна Филатова — сержант, телеграфистка узла связи.

На картах военной географии не счесть количества городов, деревень и мест, где по воле судьбы им пришлось воевать. Вот лишь отдельные вехи на четверых: Волоколамск, Смоленск, Беляево, Ягодное, Псков, Нарва, Рига, Павловск, Верхний Мамон, Кривой Рог, Харьков, Кёнигсберг и… Берлин.

С передышками на лечение в госпиталях, всю войну с боями прошагали, проползли, проехали они по бездорожью и победоносно ворвались в логово фашизма. Помнят в семье скупые рассказы Андрея Ивановича о много-дневном штурме Берлина. Вокруг всё ревело и грохотало...Тогда он — старшина, обеспечивающий связь командного пункта с передовыми отрядами штурмующих бойцов, печалился о том, что немного не успел добраться непосредственно до стен Рейхстага. Оставалось всего лишь два-три квартала до него, в то время как Мелитон Кантария, Алексей Берест и Михаил Егоров пробились наверх и установили над обгоревшим зданием Знамя Победы.

Бесконечные изнурительные бои за освобождение деревень и городов, ночные вылазки в тылы врага, взятие «языков», обеспечение проводной связи в полевых условиях под пулями, переброска артиллерийских установок по бездорожью… Прошли через весь кошмар войны, о которой, безусловно, легче рассуждать сейчас, чем находиться тогда в пекле.

И не было предела радости и счастья, когда чудом выжившие, все четверо вернулись с фронтов домой. Израненные, но вернулись...

Как такое могло быть? Ведь подобное случалось редко.

— Мы уверены, что тому способствовали умелые действия в боевых ситуациях, бесстрашные и личные подвиги наших фронтовиков Филатовых. И это подтверждено большим числом наград солдатской славы. Они не полководцы и не управленцы. Однако благодаря таким, как они, и миллионам павших в боях продолжается жизнь, и мы просто обязаны помнить о них и говорить: «Слава фронтовикам! С Победой!», — пишут Владимир и Сергей.

Многие годы после войны героические родственники работали на предприятиях Воронежа. Возможно, кто-то из сельчан и воронежцев, услышав знакомую фамилию, вспомнит и свои трудовые годы на заводе кузнечно-прессового оборудования имени Калинина, в автоколонне 1747, на пивзаводе, на строительстве Нововоронежской АЭС, на центральном телеграфе. А кто-то вспомнит и Волоколамск, и Кёнигсберг...

По материалам газеты «Вести Придонья»

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике